Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях перехода общества к рыночным отношениям, когда рушатся привычные устои в экономике и сознании, резко увеличивается социальная напряженность, агрессивность в обществе, в т.ч. и среди детей младшего школьного возраста. Агрессивное поведение молодеет с каждым годом. В новых условиях учителям и психологам трудно определиться, на что нужно направлять свои усилия, чтобы социализировать детей в мире, полном насилия и агрессии.
У агрессии в обществе имеются специфические функции. Во-первых, агрессия выступает как средство для достижения какой-то значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замены заблокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, некоторые люди используют агрессию как способ удовлетворения потребностей в самоутверждении.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что социальные, экономические и психолого-педагогические усилия общества стоят на пути исправления и предотвращения агрессии и насилия, а не на пути воспитания миролюбия.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования: Изучить проявления агрессии у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) выборка исследуемых;
2) подбор диагностических методик;
3) проведение психодиагностического обследования исследуемых;
4) обработка полученных данных математическими методами обработки информации;
5) анализ результатов исследования.
2.2 Методика исследования
В качестве испытуемых в нашем исследовании были взяты младшие школьники МБОУ СОШ с. Пешково Забайкальского края, Нерчинского района в количестве 14 человек (девочек – 7, мальчиков – 7), возраст 9-10 лет (учащиеся 3-го класса).
Методики исследования:
Методика «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» [10].
Цель: Выявить уровень агрессии, показателей и форм агрессии у младших школьников.
Методика включает в себя из 75 вопросов.
Мы предложили исследуемым младшим школьникам инструкцию: «Прослушайте утверждения, примерьте их на себя, насколько они соответствуют твоему стилю поведения и ответьте ДА или НЕТ».
А. Басс и А. Дарки выделили 8 показателей и форм агрессии:
1. Физическая агрессия - применение физической силы по отношению к другому человеку. (к = 11)
2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, ругань). (к = 8)
3. Косвенная агрессия - использование сплетен, шуток, направленных против других лиц окольными путями и проявление ненаправленных, беспорядочных, вспышек гнева (в криках, топанье ног и т.п.) (к = 13)
4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, обычно направленная против власти и руководства, которая может перерасти от пассивного сопротивления к активным действиям против требований, правил, законов.
5. Раздражительность - склонность к раздражению, готовность при малейшем волнении излиться в гневливость, резкость, грубость. (к = 9)
6. Подозрительность - склонность к недоверию и настороженному отношению к людям, проистекающая из убеждения, что другие намерены причинить вред. (к = 11)
7. Обида – это проявление зависти и ненависти к другим, вызванное чувством гнева, недовольства кем-то в частности или всем миром за реальное или мнимое страдание. (к = 13)
8. Аутоагрессия или вина - установки и действия по отношению к себе и другим, возникающие из-за возможного убеждения самого субъекта в том, что он плохой человек, поступает нехорошо: вредно, злонамеренно или бессовестно. (к = 11)
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ В ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Состояние проблемы в современной психолого-педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученых
На сегодняшний день существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником первой — теории притяжения — является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей сути инстинктивно и неизбежно. Возникновение и дальнейшее развитие агрессивности у З. Фрейда связано с этапами развития ребенка. Новый подход намечается в работах К. Лоренца, считавшего, что агрессия происходит, прежде всего, от врожденного инстинкта борьбы за выживание, присутствующего у людей так же, как и у других живых существ.
Теория фрустрации, предложенная Д. Доллардом, рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории таковы: фрустрация всегда ведет к агрессии в той или иной форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального научения утверждает, что агрессия — это усвоенное поведение в процессе социализации посредством наблюдения за соответствующим образом действий и социального подкрепления. Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте, сначала поясним, что такое общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.
Р. Барон и Д. Ричардсон [2], считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, есть поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, которое имеет все основания избегать такого обращения. Это комплексное определение включает следующие частные положения:
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда потерпевшему;
Только такое поведение может рассматриваться как агрессия, предполагающая причинение вреда или ущерба живым организмам;
Согласно одному из определений, предложенных Бассом, агрессия — это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред. Второе определение, предложенное рядом известных исследователей, содержит следующее положение: для того, чтобы определенные действия можно было квалифицировать как агрессию, они должны включать в себя намерение оскорбить, а не просто привести к таким последствиям.
И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает использование термина агрессия попыткой причинения телесных или физических повреждений другим. [7]. Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие обществоведы склонны принимать определение, близкое ко второму. Это определение включает в себя как категорию умысла, так и фактического причинения правонарушения или вреда другим лицам.
Таким образом, в настоящее время большинством принято следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему такого обращения. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как образец поведения, а не как эмоцию, мотив или отношение. Это важное заявление вызвало много путаницы. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как гнев; с мотивами - такими как обида или вред; и даже с негативными установками, такими как расовые или этнические предрассудки.
1.2. Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто неподконтрольных взрослым. Выражается это чаще всего вспышками гнева, которые сопровождаются криком, пинками и драчливостью.
Как отмечает Т. Гаспаров, на втором году жизни активность ребенка возрастает. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает самостоятельность в поведении ребенка. Это стремление к самостоятельности выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей [6].
К трем годам жалобы на упрямство ребенка звучат более настойчиво. В этот период агрессия является инструментальной. Конфликты чаще всего возникают в ситуации обладания вещью. Как И.А. Фурманов отмечает, что в этом возрасте усиливается «исследовательский характер», и в то же время малыш сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязательств. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нет», ребенок невольно переживает тяжелую депривацию — ограниченность возможностей удовлетворения своих потребностей. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются гнев, отчаяние, агрессивные тенденции [13].
К шести-семи годам агрессия, адресованная лично другому человеку, начинает смешиваться с инструментальной агрессией. Происходит смена форм агрессии - снижается частота простого физического нападения за счет роста социализированных форм (обида, драка).
В этот период у детей продолжает формироваться устойчивое отношение к себе. У ребенка есть своя точка зрения на все вопросы, которую он активно отстаивает, что часто вызывает неудовольствие родителей. «Тебя не спрашивают!», «Не твое дело!» Ведь в это время у ребенка есть осознание собственной социальной значимости, которое подавляется. Но понимание своей личной и общественной значимости формируется за счет развития самосознания и взаимодействия с окружающими, мнением которых ребенок дорожит в первую очередь.
Таким образом, стойкие агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста берут свое начало в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми.
Прежде чем более подробно говорить о возникновении агрессивного поведения у детей, необходимо остановиться на характерологических особенностях агрессивных детей младшего школьного возраста.
Как отмечают Лоубер и Хей, агрессия у детей младшего школьного возраста является в известной мере возрастной нормой. Это означает, что поведение с намерением причинить вред другому демонстрируется, по крайней мере время от времени, многими, если не большинством представителей этих возрастных групп. Однако определенная часть детей отклоняется от этой нормальной линии развития и демонстрирует устойчиво высокий уровень агрессивного поведения, что уже не может считаться возрастной нормой. Именно поведение таких особей представляет особый интерес для исследователей возникновения агрессии [6].
Первым предвестником агрессивного поведения на лицах взрослых является выражение гнева, которое способен распознать трехмесячный малыш. Далее следует проявление гнева ребенком в ответ на фрустрацию, начиная со второй половины первого года его жизни. На втором-третьем годах жизни в конфликтах со сверстниками и взрослыми возникают поведенческие модели агрессии в виде вспышек раздражения и применения физической силы (например, ударов, толчков, пинков).
В первые годы обучения в школе становятся заметны гендерные различия в агрессии: мальчики обычно проявляют более высокий уровень физической агрессии, чем девочки. Девочки же в большей степени проявляют вербальную агрессию (ругань) и агрессивные установки (отторжение сверстников, сплетни).
Агрессивное поведение имеет тенденцию к снижению к среднему детскому возрасту в результате развития социальных навыков и саморегуляции, но это, по-видимому, не относится к агрессии между братьями и сестрами, которая одинаково распространена у обоих полов.
Большинство исследователей отмечают, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников [10]:
1) Семья может одновременно демонстрировать образцы агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения у детей зависит от того, испытывают ли они дома проявления агрессии.
2) Они также учатся агрессии через взаимодействие со сверстниками, часто узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игры.
3) Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации, в первую очередь телевидением.
Выводы по первой главе
В теоретической главе данной работы были рассмотрены подходы к анализу проблемы агрессивности в психологической науке, а также особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте. По результатам анализа литературы можно сделать следующие выводы:
Агрессия – это любое умышленное действие, направленное на причинение вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивные действия могут выступать как:
• средство для достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия);
• как способ умственной разрядки, замены, удовлетворения заблокированной потребности и переключения деятельности;
• как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Формирование агрессивного поведения в детском возрасте - сложный и многогранный процесс, в котором действуют многие факторы. На агрессивное поведение влияют семья, сверстники и средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению через прямое подкрепление, а также через наблюдение за агрессивными действиями. Характер семейного лидерства напрямую связан с формированием и усилением агрессивного поведения. Также ребенок получает информацию об агрессии из общения со сверстниками.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2012.- 336с.
2. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2011. – 512с.
3. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 35–39
4. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. – 69 с.
5. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. – Cаратов, 2016. – 56 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
7. Назмутдинов, Р.А. Теоретический анализ исследования агрессии [Текст]/ Р.А. Назмутдинов //Наука. – Костанай: Академия комитета уголовноисполнительной системы МВД Республики Казахстан. – 2011. – №4. – С.62 – 66.
8. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2015.– 628 с.
9. Формы и методы профилактики детской и школьниковой агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст]: Н.М. Платоновой. - СПб., 2013. - 320 с.
10. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. [Текст]: - М.: Владос, 2014. - 351с.
11. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. [Текст]: - М., 2013.- 173с.
12. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога [Текст]/ М.Ю. Чудакова. – М.: Генезис, 2012. – 200 с.
13. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 575 с.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В.Лебединский и др.– М.: Педагогика, 2010. – 235с.